Архитектура многих католических и
лютеранских церквей в России была сильным подражанием архитектурных стилей в
Германии, особенно сюда относятся здания соборов, построенных во второй
половине 19 века. Поселение Зельц в Одесской губернии было основано в 1808
году. Жителями его в основном были выходцами из Эльзаса. Австрии и Пруссии.
Число их в 1808 году составляло 401 человек, в 1926 – 3772, а в 1943 – 2989
человек. Католический приход был основан в 1811 году. До этого Зельц
обслуживали священнослужители из Йозефсталя, что в Екатиринославской губернии.
В Кучурганской долине Зельц был старейшим католическим приходом. Поначалу к
приходу относились также колонии Кандель, Баден, Страсбург, а позже
Блюменфельц. Первое здание для верующих в Зельце поставили в 1811 году при
пасторе Пирлинг П.А., а церковь в 1821 году была построена при пасторе Сигмунде
П.А.. Ее содержание требовало много денег, однако она прослужила более 77 лет.
Новое здание церкви было построено в 1901 году. Освещена она была епископом А.Церр
25 ноября 1901 года. Трехнефное здание издалека выделялось своими двумя
высокими башнями в стиле нео-барокко. Прообразом для него якобы послужило
церковь в Зальцбурге (Австрия). Двухбашенные соборы в стиле нео-барокко можно
также встретить в Силелии, например католическая церковь бывшего монастыря в
Вальштатте и бенидиктский пасторат в Грюснау являются тому примером. Способы
членения стен лизенами, строительство окон, карнизы, порталы – признаки эпохи
Ренессанса, остатки которого все еще накладывали свой отпечаток на стиль
барокко. К мысли строительства новой церкви жители Зельца пришли в 1897 году.
Затраты составили 110000 рублей. Первый камень в фундамент новой церкви был
заложен пастером Якобом Зеленгером из Йозефсталя. На торжестве закладки первого
камня присутствовали: губернский инженер Квинто, прораб по строительству
Цилгал, а также тысячи прихожан. Хозяином торжества был пастор Йозеф Нольд.
Внутреннее
убранство церкви было очень богатым и по стилю непоходило ни на одну из других.
Алтари, канцель (кафедра), и другие деревянные работы были сделаны в мастерской
Штуфлессера Ф. в Австрии. В 1901 году пастором Нольцом был заказан резной
алтарь из дубового дерева в стиле ренессанс. Он был покрашен в золотой цвет, и
стоимость его была за 5000 рублей. В 1903 году была построена кафедра, в 1904
году – боковой алтарь, за 1000 рублей, в 1906 году – статуя Св.Антония на
висячих консолях стоимостью по 35 рублей. 16 статуй распятого Христа, боковой
алтарь из дубового дерева с изображением семейства Иосифа в центре скульптурной
группы. Многочисленные рельефы на стенах изображали бегство в Египет и смерть
Иосифа. После революции собор был превращен в клуб, башни – его
достопримечательность, были сорваны. Ныне от собора остались лишь его стены
которые нельзя ни унести, ни разломать. Такова, к сожалению, печальная история
памятников истории и культуры российских немцев в России/СССР.